Первую классификацию,
вошедшую в историю науки и имевшую основополагающее значение в культуре вплоть
до позднего средневековья, создал Аристотель. За основу он взял цели человека,
стремящегося к знаниям: первая – созерцание бытия, начинающегося с удивления и
приносящего удовольствие от самого процесса; вторая – необходимость решать
практические, жизненные вопросы, обосновывать и оправдывать действия; третья –
желание постичь и освоить прекрасное. Этому соответствуют теоретические,
практические и творческие науки (sciencеs); вторая и
особенно третья группы являются в возрастающей степени искусствами (arts). Внутри групп различение проводится по предметам.
Теоретические науки – первая философия, или метафизика, постижение
умозрительных причин и начал бытия, затем математика, познание структур бытия в
числах и фигурах, и, наконец, физика, изучение природы, «фюзис»,
включая и органическую природу. Практические науки включают у Аристотеля
политику, этику, творческие – различные искусства, включая технику, которая
понимается как мастерство (гончара, художника, скульптора, ритора – техника
речи и т.п.). Техника, таким образом, получила статус искусства, а не науки,
что, по нашему мнению, совершенно оправдано.
Начиная с конца XIX века
техническое знание стало обосабливаться в еще одну область науки – техническую.
Вопросы, связанные с сущностью техники и предмета технических наук, выделились
в особую сферу исследований. Процесс, названный выше превращением науки в
непосредственную производительную силу, в первую очередь реализуется в технике
и технологиях. Какие же особенности
присущи технике, техническому знанию? В отличие от науки как познания
объективного, объективных свойств и законов бытия техника есть конструирование
возможного (как такого бытия, которое желаемо, является практической целью
человека). Здесь техника и технологии предстают в качестве артефакта, то есть
искусственного образования, конструкции прежде всего не как противоположности
естественному, а как результат творческого акта.
Дадим определение
понятию среда (в теории
систем) — все объекты, не включенные в систему, с которыми система обменивается веществом, энергией и информацией. Рассмотрение одних объектов как частей системы, а других как частей среды является условным и зависит
от целей исследования. А так же определим, что такое реальность - всёсуществующее, то есть весь
материальный мир.
Вопрос о сущности техники как особой реальности в современной литературе не имеет однозначного решения, остается дискуссионным. Это вызвано отмеченной амбивалентностью, двуликостью технико-технологического мира: в нем находят выражение как свойство и законы природы, так и цели, замыслы, проекты человека. Изложим следующее понимание природы (в смысле – сущности) технической реальности. Согласно этому пониманию, техника не имеет собственной сущности. Еще Аристотель отмечал, что ее сущность не в ней самой, потому что техника существует не как субстанция, но как функция. Техническое изделие не есть природная вещь, оно есть вещь–отношение, возникающее на стыке природных возможностей и человеческих целей, ценностей, интересов. Потенциальные возможности бытия актуализируются, оформляются действием, актом человека, преследующего определенные цели, и в этом смысле техника – зеркало человеческих качеств. Каковы мы сами, такова и создаваемая нами техника, равно как и способы ее использования: технологии, производство. Это важно помнить при переходе к информационному обществу, универсализации процессов коммуникации и управления научно-техническим развитием.
Предметный мир
техники и технологий называют реальностью искусственной, имея в виду оба
рассмотренных обстоятельства: как произведение искусства, результат творчества
человека и одновременно как вторая природа, искусственное в отличие от
естественного. Кроме того, технический мир сопоставляют с символически-языковой
реальностью, имея в виду, что современная техника находит выражение еще и в
качестве языка культуры; возможно, основного (предметного) его уровня.
Философия техники изучает условия возможности существования технического мира,
технической реальности, а также ее сущность в отношении к человеку. Это
соответствует предмету философии, познанию отношения «мир–человек» (в данном случае
– отношения «человек–техника»). Термин «философия техники» появился в 1877 году
с выходом в свет в Германии книги «Основные направления философии техники. К
истории возникновения культуры с новой точки зрения». Немецкими философами
вопрос был поставлен так, как несколько ранее он прозвучал у К. Маркса: история
культуры определяется не историей идей, а историей развития материального
производства, техники и технологий. Спустя 21 год Фред Бон (также немецкий
исследователь) в книге «О долге и добре» (1898) первым поставил вопрос о
технической ответственности как следствии грандиозного и возрастающего
воздействия техники на жизнь человека. В России первым о задачах философии
техники вопрос поставил инженер по специальности Петр Климентьевич
Энгельмейер. В 1898 году вышла в свет его работа
«Технический итог ХIХ века». С тех пор имеется два направления в философии
техники: внутреннее, связанное с тем, как сами технические специалисты
оценивают достижения и перспективы технического развития, и внешнее, представленное
фундаментальными и опережающе-критичными
исследованиями профессиональных философов.
В современной философии техники выработана следующая точка зрения, которая
представляется перспективной: техника есть природное, извлеченное человеком из
его, как выражается М. Хайдеггер, «потаенности» и в соответствии с целями
человека посредством его деятельности. Разделяя этот взгляд на сущность
техники, сделаем вывод: она есть результат действия человека как посредника,
извлекающего природное из его потенциальных состояний. Как возможность она –
природа; как реальность она – сплав природных и человеческих качеств и
свойств.